Колесо в сборе представляет собой шину (слой толстой резины), надетой на колёсный диск. Последний, в свою очередь, с помощью гаек и болтов крепится к ступице. Когда идёт речь о размерах колёс, нужно отдельно рассматривать параметры диска и шин (покрышек). С последними обычно знакомы большинство автомобилистов. Это маркировка типа 180/60R14, где 180 — ширина профиля, 60 — процент от неё, показывающий высоту, R — радиальный корд, а 14 — величина посадочного диаметра в дюймах. Параметры диска обсуждаются реже, хотя они имеют не менее важное значение, особенно при замене штатных покрышек.

Основные параметры колёс

Важный размер колеса — вылет диска ET, обозначаемый как Etxx, где xx — конкретное значение, мм. Чем меньше число, тем сильнее он выступает за поверхность автомобиля, а чем меньше, тем глубже оказывается «утоплен» внутрь. Вылет определяется как расстояния от оси симметрии диска до оси в месте, где он прикладывается к ступице. Параметр вычисляют по формуле:

ET = a – b/2,

где a — расстояние между плоскостью присоединения к ступице и внутренней плоскостью диска, b — его ширина. С учётом этих величин вылет бывает положительным (встречается в большинстве случаев), нулевым или отрицательным. Например, ET45, ET0 и ET-15. Также из формулы можно увидеть, что ET не зависит ни от ширины, ни от диаметра диска. Имеет значение только нахождение его оси симметрии относительно ступицы.

Из всего следует вывод, что вне зависимости от размерности колёс расчётный вылет, требуемый производителем, для одной модели машины будет один и тот же. Если его изменить — поменяется вектор всех усилий, прикладываемых к узлам подвески: с уменьшением ET расширяется колёсная база и колесо «выдвигается» наружу, с увеличением — база сужается, а колесо «садится» на ступицу глубже. Если подвеска не рассчитана на увеличенные нагрузки, то износ деталей будет происходить быстрее, из-за чего они гораздо раньше выработают свой ресурс.

Кроме ET имеют значение следующие параметры колёс:

  • A — посадочный диаметр, дюймы;
  • B — ширина диска, дюймы.

Другие важные параметры колёс автомобиля:

  • DIA — величина диаметра центрального отверстия.
  • PCD — диаметр окружности, по которой расположены крепёжные отверстия.
  • HUMP. В переводе с английского означает «выступ». Он расположен на внутренней части колёсного диска, на краях посадочных полок для покрышки. Предназначен для фиксации бортов бескамерных шин. Обычно имеются 2 хампа, но бывает и один. У камерных ободья не имеют таких выступов.

Как расшифровывается маркировка диска

Основные размеры колёс, если речь идёт о дисках, указываются на их внутренней поверхности. Маркировка более сложная, нежели для типоразмера покрышек. Поэтому удобнее рассматривать обозначение на конкретном примере. К примеру, при маркировке 5,5Jх14 H2 ET49 PCD4х100 D56,6 имеют место следующие размеры колёс автомобиля:

  • 5,5J — ширина диска, дюймы;
  • 14 — посадочный диаметр, дюймы;
  • H2 — 2 хампа;
  • ET49 — вылет, мм;
  • PCD4х100 — крепление к ступице осуществляется через 4 отверстия на окружности PCD диаметром 100 мм;
  • D56,6 — диаметр центрального отверстия DIA, мм.

Общая ширина колеса легкового автомобиля определяется по шине. В типоразмере покрышки она указывается на первом месте. К примеру, при обозначении 180/60R14 рассматриваемая ширина будет составлять 180 мм. Этот и другие размеры колёс определяются по марке машины. Кроме рекомендованных существуют допустимые параметры, которые могут использоваться для конкретного автомобиля, но с учётом того, что комфорт при эксплуатации может уменьшиться, как и ресурс некоторых деталей.

Размерность колёс по марке автомобиля

Штатные размеры колёс автомобиля рассчитываются конструкторами, которые определяют много разных параметров. По ним в дальнейшем устанавливаются и требования к комплектующим подвески. Её детали могут быть разными даже у двух одинаковых машин, различающихся только моделью двигателя. Это легко объясняется тем, что моторы с разной массой не будут иметь один и тот же направление приложения усилия, действующего на детали подвески. В результате меняется не только конструкция, но и размеры колёс, в первую очередь вылет. Все комплектующие подбираются так, чтобы добиться максимальной надёжности узла и одновременно обеспечить высокую управляемость.

Какие колёса подойдут вашему авто

Для более точного выбора подходящей резины лучше воспользоваться специальной таблицей размеров колёс для автомобиля, где приведены типоразмеры как шины, так и дисковой части. Для последней указаны рекомендованное, а также минимальное и максимальное значения.

Решая, какие колёса подойдут для машины, нужно учитывать допустимые отклонения диаметра отверстия DIA диска и способы их компенсации:

  • На штампованных, которые сегодня встречаются чаще всего, не используются переходные кольца, поэтому отклонение может быть не более ±0,1 мм.
  • На кованых или литых при отклонении от штатного DIA потребуются переходные кольца в виде пластиковых втулок.

Определив, какой размер колёс оптимален для вашего авто, стоит проанализировать, что изменилось в сравнении со штатными шинами. К примеру, если вылет больше рекомендованного изготовителем — могут потребоваться специальные колёсные проставки. Нужно учитывать, что найти их бывает не так просто, как кажется. В любом случае перед выбором других покрышек стоит обязательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации автомобиля, где прописаны допустимые производителем параметры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *